В театре «Глобус» поставили в этом году к новогодним праздникам сразу два спектакля по мотивам самой известной пьесы М. Метерлинка: «Птичку – на счастье!» для малышек и «Синюю птицу» для детей постарше.
Коротенькая, на 30 минут, «Птичка» у режиссера Ивана Орлова получилась очаровательной, милой, по-настоящему сказочной и детской. Не так часто в театре делают спектакли для зрителей, которые не могут высидеть на месте больше 15 минут. Хотя честнее будет сказать – такого почти не бывает.
Малышей встречали в фойе малого зала Душа леса (хотя дети скорее запомнят ее принцессой или волшебницей) и девушка со скрипкой, в костюме белки с большим хвостом. С помощью скрипки белочка помогала говорить Душе леса о чудесах, что спрятаны в театре за каждой дверью: где-то сказочные существа шьют костюмы, а где-то живут принцы и принцессы и самые разные герои сказок.
В пространстве репетиционного зала, украшенного лапами елок, с половичком, внутри которого скрипит «снег», маленькие зрители помогали Душе леса помирить дятла, волка, бобра, сову, а потом вместе с ними наряжали елочку, чтобы встречать Новый год и синюю птицу, которая так давно не прилетала в лес к рассорившимся животным.
Взрослые играли в этом пространстве порой веселее и с большей отдачей, чем дети. Им нравилось поднимать высоко ноги, изображая, будто они идут по глубокому снегу в лесу, цеплять цветные украшения на елку, рассматривать уморительных сову, бобра или ежа.
Действие построено так, что ребенку не нужно сидеть, замерев оловянным солдатиком, можно ходить, трогать, садиться там, где понравится, и вообще уйти играть с мандариновой шкуркой в кормушке, если именно в этот момент для него эта шкурка интереснее происходящего.
Вместе с помирившимися зверями дети, сидя на «бревнышках» на «лесной поляне» хлопали в ладоши, звенели в колокольчики, чтобы вызвать синюю птицу. И она, конечно, прилетела, в специально для этого нарисованном мультике, рассыпая перышки на счастье. Птица нарисованная, а перышки самые настоящие. И они завораживают детей (ой, да вспомните, как в детстве собирали птичьи перья на улице, и они считались сокровищем) куда больше, чем подарки, которые им дарят после спектакля.
«Синяя птица», поставленная Полиной Стружковой, второй декабрьский спектакль театра. Это сильно сокращенная версия пьесы, где все-таки успевают поговорить о самых главных темах истории: о любви, о памяти об ушедших людях, о взаимопомощи, простых радостях, необходимости «научиться видеть» и о том, что не в дорогом платье или бисквите счастье. Декорации скупы: два фасада домиков и гигантское полотно, которое превращается из тумана в елку, из театра теней в царство ночи. Тильтиль и Митиль вместе с Собакой, Кошкой и душами Света, Хлеба, Молока и Часов проходят через испытания, и становятся взрослее в этом путешествии. А в конце находят и синюю птицу в своем доме, и обнаруживают, что и родители у них любимее, и дом их бедный красивее.
В этом нет интриги для нас, взрослых. Мы знаем пьесу, многие из нас любят и другие произведения Метерлинка. Я понимала, пока смотрела, что не могу избавиться от своего знания, и мой Метерлинк полнее и объемнее того, что я вижу на сцене. В этом спектакле вроде бы все на месте, он точно не неудачный, ты понимаешь, насколько просто и хорошо решены декорации, в условиях экономии бюджета и при том, что место действия постоянно меняется. Но чего-то не хватало. Души?
Это спектакль, на который нельзя просто спровадить ребенка «иди, развлекись или просветись». Ни то, ни другого не случится. Лучше идти смотреть вместе с ним, а потом говорить всю дорогу домой, а после — еще вместе прочитать Метерлинка. Здесь жизнь спектакля начинается куда активнее после занавеса. И это очень хороший повод пообсуждать и поговорить вместе с сыном или дочкой о всех тех запрятанных в пьесе философских темах. Главное, взрослым не полениться.
«Синяя птица» – история новогодняя, а значит, исчезнет после праздников. Но, на самом деле, спектакль вполне мог бы стать репертуарным. И его хорошо бы смотрели дети от шести-восьми лет до одиннадцати – двенадцати, в зависимости от степени сохранения открытости и детскости в ребятах. Если же ребенок не привык сосредоточено внимать, то ему захочется экшена и в кино, и он даже не обратит внимание на то, насколько грустное начало у этой истории, где детям в Рождество не придет святочный дед.
Фото Виктора Дмитриева, театр «Глобус»