Три вопроса Леониду Леонидовичу Сикоруку, режиссеру, педагогу и главному мельнику.
– Леонид Леонидович, зачем на «Старой мельнице» учат детей снимать мультики, делать телепередачи, петь и играть на сцене? Вернее, так: зачем вы этим занимаетесь? Вы книжки пишете, фильмы снимаете – зачем вам еще и детская студия, с ней же столько хлопот?
– Дело, видите ли, в том, что еще в 1970-м году я занялся научным кино для детей младшего возраста. Конечно, в фильмах, снятых для ребятишек-дошкольников, должны быть и герои такого же возраста. Таких актеров у меня не было, пришлось приглашать случайных ребят. Дети приходили совершенно не подготовленными, они ничего не умели. Но по ходу съемок в течение полугода или года ребята схватывали суть актерского мастерства и на следующий год, как правило, работали, как настоящие профессионалы. И я подумал: хорошо бы создать для маленьких ребят актерскую школу, где они готовились бы к съемкам.
Но в детских фильмах невозможно обойтись без музыки и песен, поэтому у нас возникло вокальное отделение. А еще хорошо бы, чтобы в этих фильмах была детская мультипликация – и так появилась мастерская мультипликации. Потом мы вместе с педагогами, решили, что неплохо бы делать передачи для ребят среднего возраста. И у нас появилось отделение журналистики, потом операторское.
– А зачем детям приходить на «Старую мельницу»? Они потом вырастают, и становятся актерами, или режиссерами, или операторами?
– Ребят, которые получили профессию, связанную с их занятиями на «Старой мельнице» не так уж много. За все время – около десяти. Еще несколько человек вернулись к нам педагогами. Например, Юлия Сергеевна Головина, сейчас она педагог, окончивший педагогический университет и консерваторию, а познакомились мы с Юлей, когда она 14-летней девочкой пришла к нам заниматься. Или Наталья Ивановна Раковская, сейчас она ведет старшую группу мультипликаторов, а когда-то мультфильм, где 15-летняя Наташа Раковская была художником-постановщиком, не приняли на российском фестивале «Золотая рыбка», – сочли, что фильм сделали взрослые, такая филигранная была работа. Для нас это оказалась лучшая награда, конечно.
Дело в том, что я твердо уверен: все дети поголовно талантливы. Вопрос только в том, поможем мы им, или нет. Займемся с ними делом, или не займемся, вот это очень важно.
Каждый ребенок рождается Моцартом, но об этом часто не знают ни родители, ни воспитатели детского сада. И занимаются дети часто тем, что модно. Или что нравится родителям, а совсем не тем, чем им самим следовало бы заниматься.
А у нас они занимаются только тем, что им интересно. Если им неинтересно, они могут уйти из одной мастерской, и перейти в другую. А чаще всего дети занимаются в 2–3 мастерских, есть ребята, которые занимаются в четырех.
У нас бывают гости из других стран. Приезжали из Японии, Германии, Великобритании. Эти люди говорили в один голос, что в их странах ничего подобного нет. Причем, это люди не случайные, а из департаментов образования, культуры. У нас однажды были педагоги из Великобритании, и я им предложил заняться обменом передач. Мы дали им свои. А они организовали у себя такую же студию и прислали нам несколько фильмов, кстати, очень симпатичных. Но, к сожалению, очень скоро студия погибла, так как никакого финансирования не было, им приходилось привлекать специалиста со стороны для монтажа и прочего и они не смогли. Мы же, благодаря тому, что скромная финансовая помощь муниципалитета у нас есть, – существуем, хоть и бедно.
– Хорошо, что детям интересно. А что еще им дает «Старая мельница»? Сегодня жизнь прагматичная, даже дети времени зря не тратят.
– Знаете, часто бывает – приходят дети застенчивые, скованные. Они тут занимаются год, два, и – и преображаются! Легко говорят, свободно общаются, не стесняются выступать.
Я по себе скажу – я от природы ненормально застенчивый человек. Но когда я пришел на телевидение, то это качество исчезло довольно быстро, и поговорить с любым незнакомым человеком перестало представлять для меня проблему.
У ребят здесь постоянное общение друг с другом. В классе тоже общение. Но там немножко другое. В школе над ними кто-то довлеет: учитель, директор. А здесь никто не давит. Они запросто с нами. Знаете, какое у меня прозвище? Дирижабль. Оно появилось, когда я был толстый. Ну, еще Старый Мельник, конечно. И мне это нравится. Каждый учитель должен иметь какое-то прозвище.
Культура ребенка на «Старой мельнице» поднимается. Я придумал, пусть в классах будут репродукторы и постоянно звучит музыка. Чтобы ребенок фоном слушал красивую музыку. Он что-то делает, бутафор, например, а в комнате звучит Моцарт или Бетховен.
– Я обещала в заголовке три вопроса. А можно еще один? Про название. Мультик Диснея «Старая мельница» 1937-го года и вправду, замечательный. Но мало ли хороших мультиков? «Старая мельница» – это что за место такое волшебное? Что там происходит?
– Название родилось из очарования фильмом. А потом я стал себе объяснять: «Мельница – это машина. Причем, старинная машина. Это уже интересно. Конечно, мельница – это хлеб. А еще пирожки, блинчики, бабушкино угощенье. Кроме того, на старой мельнице явно живут и мышки, и совы. И может быть, домовичок. В общем, большая компания там живет дружно. Получается – хорошее место старая мельница».